АО «СНСЗ»
196643, Санкт-Петербург, п. Понтонный, ул. Заводская, 10
тел.: +7 (812) 648-30-50, +7 (812) 648-30-51; факс: +7 (812) 648-30-70
E-mail: office@snsz.ru

Наша история

Корпуса бывшей писчебумажной фабрики АО Паллизена и прилегающая территория была приобретена под строительсвто новой верфи (будущее здание заводоуправления).

В июле 1912 года была заложена Усть-Ижорская верфь (ныне — Средне-Невский судостроительный завод), а уже к концу 1913 года строительство верфи завершилось. На берегу Невы появилось четыре стапеля длиной 120 и шириной 15 метров. Численность персонала достигала полутора тысяч человек.

В ноябре 1913 года на верфи началась сборка первых корпусов эсминцев по заказу Морского министерства. Всего с ноября 1913 года по декабрь 1916 года на Усть-Ижорской верфи было построено и сдано флоту восемь эскадренных миноносцев типа «Орфей». В виду закрытия заказов и политических событий с ноября 1917 года до 1920 года – верфь находилась в состоянии консервации. Уже с 1920 по 1928 годы верфь выживает за счет выполнения самых различных заказов – ремонт железнодорожных вагонов, ремонт буксиров, изготовление стропильных
ферм и баков для Волховской ГЭС, постройка шлюпок, ремонт пароходов.

В 1928 году на Усть-Ижорскую верфь переводится из Ленинграда судоремонтная верфь им. Дзержинского со всем оборудованием и личным составом. Развертываются работы по оборудованию цехов, силовой станции, технических сооружений, ремонтируются жилые и служебные постройки.

В 1930-1931 годах на предприятии создана лаборатория электросварки под руководством академика Вологдина с целью внедрения электросварки при ремонте корпусов металлических судов. Верфь получила новое название – «Усть-Ижорская опытно-показательная верфь». Уже в 1934 году впервые в России электросварка была применена заводом при изготовлении пассажирского судна «Белорыбица».

К 1934 году верфь становится самой мощной базой судоремонта в северо-западном бассейне и одной из крупнейших в СССР. Верфь не только ремонтирует, но и строит суда.

С 1937 года главной специализацией завода становятся минные тральщики. В предвоенные годы на верфи (теперь уже завод 363) было построено 10 тральщиков проекта 53У.

Во время Великой Отечественной войны завод, находясь в пяти километрах от линии фронта, продолжал достраивать тральщики проекта 53У, строил плашкоуты и самоходные тендеры для Дороги жизни, малые тральщики водоизмещением 100 т и ремонтировал боевые корабли. За самоотверженный труд и поставку военной техники фронту Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1985 года завод награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

В 1947 году впервые в СССР на Средне-Невском судостроительном заводе освоено применение автоматической сварки и крупносерийное строительство кораблей поточным блочно-позиционным методом. Тральщики проекта 254 строились в исключительно короткие сроки (от закладки до сдачи – 7-9 месяцев). За внедрение новой технологии директор завода и главный строитель были удостоены звания лауреатов Государственной премии.

В последующие годы завод осваивал большое количество новых современных кораблей для ВМФ. Именно на Средне-Невском судостроительном заводе впервые в СССР в 1950-ых годах были построены корабли с надстройками из алюминиево-магниевых сплавов.

В 1960-ые годы впервые в мире заводом была освоена технология строительства кораблей из маломагнитной стали, и крупная серия тральщиков 266 проекта поставлена как для отечественного ВМФ, так и на экспорт в Ливию, Индию и другие страны.

В 1966 году впервые в мире на заводе построен крупный тральщик из стеклопластика.

В 1970-1980 годах, развивая свое основное направление – строительство тральщиков, завод сдал 27 кораблей проекта 266М для ВМФ СССР и поставил 21 корабль инозаказчикам (Ирак, Ливия, Сирия, Болгария, Куба, Индия).

В начале 80-ых годов начинается модернизация завода для обеспечения строительства качественно новых судов. Начато строительство серии из 16 ракетных катеров проекта 12411 («Молния»). Полностью перестраиваются цеха, силами завода начинается сооружение районной подстанции. Однако в связи с распадом СССР и экономическими преобразованиями в стране, реконструкция была заморожена.

Несмотря на трудности 90-х годов, завод сумел сохранить мощности и кадры, позволяющие строить корабли нового поколения. Были достроены четыре тральщика проекта 10750 (1992-1999 гг.), тральщики «Гуманенко» (2000 г.), «Валентин Пикуль» (2001 г.), «Вице-адмирал Захарьин» (2006 г.).

В начале 2000-х завод вошел в Федеральную целевую программу «Развитие оборонно-промышленного комплекса», которая позволила начать модернизацию производственных мощностей предприятия. В рамках этой программы было развернуто техническое перевооружение ключевых промышленных объектов, а также стендовой базы в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, участвующих в реализации государственного оборонного заказа и Государственной программы вооружения на 2007- 2015 годы. Был реализован план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включавший работы по 18-ти критическим промышленным технологиям в сфере кораблестроения. Благодаря программе завод закупил новые станки, оборудование, оснастку, программные продукты, было начато техническое перевооружение имеющихся и строительство новых производственных мощностей.

В 2003 году на заводе начато строительство серии трехъярусных стеклопластиковых надстроек для корветов проекта 20380 и 20385.

В 2008 году спущено на воду многоцелевое пожарно-спасательное судно «Атаман» и передана заказчику несамоходная плавучая заправочная станция «Лукойл».

В 2011 году на СНСЗ впервые в России отработана и внедрена в производство технология вакуумной инфузии. В августе этого же года на предприятии установлен мировой технологический рекорд (сформирован полностью монолитный корпус корабля из стеклопластика длиной 62 м). Начато строительство серии базовых тральщиков для ВМФ РФ.

В 2013 году заводом впервые в России освоена технология изготовления корпусов из углепластика и создан углепластиковый корпус 150-местного пассажирского катамарана проекта 23290. В этом же году начато строительство серии рейдовых тральщиков проекта 10750Э для инозаказчика, а также серийное строительство буксиров проекта 81.

В июле 2013 — в соответствии с Распоряжением Президента РФ Путина В.В. от
25.07.2013 года № 278-рп «За большой вклад в развитие отечественной промышленности и достигнутые трудовые успехи» коллектив СНСЗ получил Благодарность Президента Российской Федерации.

В декабре 2014 года СНСЗ вручена премия за первое место в конкурсе Правительства Санкт-Петербурга «За создание высокотехнологичных рабочих мест». СНСЗ стал лидером по результатам оценки таких критериев работы как темпы роста производительности труда, эффективность использования производственных ресурсов, а также объему технологических инноваций.

В феврале 2015 года завод признан победителем Всероссийского Конкурса Министерства промышленности и торговли РФ на звание «Организация оборонно-промышленного конкурса высокой социально-экономической эффективности».

В сентябре 2015 года за высокие результаты в ходе выполнения заданий Государственного оборонного заказа в 2014 году Средне-Невский судостроительный завод награжден Почетной грамотой Правительства Российской Федерации. В этом же году завод завершил работы по строительству шести буксиров-толкачей проекта 81, которые были переданы заказчику.

Сегодня завод является лидером композитного судостроения в России. Коллектив завода насчитывает около 1700 человек, в том числе подготовлено более 200 высококвалифицированных специалистов по композитным материалам.

В 2016 году на заводе построен рейдовый тральщик проекта 10750Э для иностранного заказчика, корпус и надстройка которого изготовлены из стеклопластика по технологии вакуумной инфузии. Летом 2016 года завод спустил на воду перспективный углепластиковый катамаран проекта 23290, способный вмещать 150 пассажиров и развивать скорость до 30 узлов, призванный заменить устаревшие суда на подводных крыльях типа «Метеор».

В декабря 2016 года завод передал Военно-морскому флоту России головной корабль противоминной обороны нового поколения «Александр Обухов».

В 2017 году СНСЗ заложил для ВМФ РФ корабль противоминной обороны «Иван Антонов» и «Владимир Емельянов», передал заказчику рейдовый тральщик пр.10750Э, открыл новый производственный цех.

Сегодня на заводе продолжается строительство серийных кораблей ПМО для Военно-морского флота России, продолжается начатое в 2003 году производство трехъярусных стеклопластиковых надстроек для корветов, построен многоцелевой патрульно-разъездной катер проекта Р1650 «Рондо» с корпусом из стали и надстройкой из стеклопластика и заключен контракт на строительство еще двух судов. В рамках международного проекта ITER изготавливается полоидальная катушка.

(с) 2015 – АО «СНСЗ» | Разработано: РПК «Studio Promotion»