АО «СНСЗ»
196643, Санкт-Петербург, п. Понтонный, ул. Заводская, 10
тел.: +7 (812) 648-30-50, +7 (812) 648-30-51; факс: +7 (812) 648-30-70
E-mail: office@snsz.ru

Наша история

Средне-Невский судостроительный завод: довоенные годы

Копии документов о создании верфи и начале проектных работ

Копии документов о создании верфи и начале проектных работ

Заседание Государственной Думы 6 июня 1912 года утвердило «Программу усиленного судостроения Балтийского флота», которая в окончательной редакции предусматривала строительство 4 линейных крейсеров типа «Измаил», такого же количества лёгких крейсеров типа «Светлана», 36 эскадренных миноносцев типа «Новик» и 12 подводных лодок типа «Барс» для Балтики, а также двух лёгких крейсеров типа «Адмирал Нахимов» для Чёрного моря.

Дума отпустила на осуществление программы 430 миллионов рублей (флот запрашивал 502 миллиона 744 тысяч рублей). Санкт-Петербургский металлический завод, ранее никогда не занимавшийся судостроением, сразу же после получения заказа на строительство первых двух эсминцев для Чёрного моря («Быстрый» и «Пылкий») заключил соглашение с германской фирмой «Vulkan» об оказании технической помощи квалифицированными специалистами (рабочими и инженерами) для обучения персонала, и срочно приступил к расширению турбинной и котельной мастерских.

В сентябре 1912 года на завод прибыли иностранные специалисты во главе с директором немецкой фирмы AEG доктором Лашэ и директором Гамбургского завода фирмы«Vulkan» доктором Бауэром. Заключив соглашение о праве производства корабельных турбин системы «Curtiss AEG — Vulkan» и «Curtiss AEG» для воздушных и питательных насосов и завершив в октябре реконструкцию турбинной и котельной мастерской, Металлический завод начал выпуск турбин и котлов типа «Vulkan-Yarrow» для первых двух «эсминцев Балтийского моря». Однако завод не имел верфи для строительства корпусов кораблей. Поэтому правление приобрело корпуса бывшей писчебумажной фабрики акционерного общества Паллизена, расположенной в 22 километрах от города вверх по течению Невы, в районе впадения Ижоры, и 45 десятин земли для постройки судостроительной верфи. По территории бывшей фабрики проходила железная дорога, что было весьма удобно для организации судостроительного предприятия. 

Строительством верфи, получившей название «Усть-Ижорская», руководил заведующий судостроительным отделом Металлического завода инженер И.П. Косюра. Постоянным консультантом завода являлся А.Н. Крылов. К трёхэтажному корпусу фабрики сделали пристройки для корпусного и деревообрабатывающего цехов, кузницы, плаза и электростанции с котельной, а для разметочной и сборочной мастерских изготовили лёгкие металлические корпуса. 

К концу 1913 года сооружение Усть -Ижорской верфи было, в основном, завершено. На берегу Невы возвели 4 открытых стапеля длиной 150 метров и шириной 15 метров (по другим данным, 107х18,0 метров). Стапеля, расположенные под углом к урезу воды и снабжённые электрическими подъёмными лебёдками, давали возможность сооружения корпусов боевых кораблей водоизмещением до 3,5–4 тысяч тонн.

В июне 1914 года состоялась торжественная закладка первых четырёх эсминцев, а уже к 1916 году на Усть-Ижорской верфи Металлического заводабыли построены восемь эсминцев: «Победитель», «Забияка», «Гром», «Орфей», «Летун», «Десна», «Азард» и «Самсон». Продолжалось строительство новых эсминцев и тральщиков. События 1917 года и начавшаяся Гражданская война затормозили выполнение работ.

В июне 1920 года, в результате энергичных действий руководства верфи, было получено разрешение на ремонт буксиров и товарных вагонов.

В течение 1920–1928 годов на верфи выполнялись случайные заказы: ремонт буксиров и железнодорожных вагонов, изготовление металлоконструкций для Волховской ГЭС, корпусов буксиров (водоизмещением 45 тонн), шлюпок, сельхозмашин (веялки, плуги) — несмотря на то что, начиная с конца 1924 года и за 1925 год, большая часть оборудования и материалов была передана на другие заводы (Балтийский завод, Северную верфь и другие), по решению Судотреста, в состав которого верфь вошла с момента его организации в декабре 1921 год. В 1927 году завод был окончательно закрыт, всех рабочих сократили, на предприятии остались только сторожа. В 1932 году верфь получила новое наименование — «Усть-Ижорская опытно-показательная электроверфь», так как к тому времени здесь было сосредоточено лучшее сварочное оборудование, организована электросварочная лаборатория, обслуживавшая нужды судостроения по морскому и речному транспорту. Эту лабораторию часто посещал организатор сварки в судостроении профессор В. П. Вологдин. Позднее лаборатория была передана ЦНИИ водного транспорта.

К 1934 году верфь становится самой мощной судоремонтной базой в бассейне и одной из крупнейших в СССР, выполняющей, помимо судоремонтных работ, постройку судов — буксиров, землесосов, грузовых шаланд для Свири, с широким применением сварки (фундаменты, кронштейны и другие узлы). В том же году на верфи было построено пассажирское судно «Белорыбица».

В 1937 году Усть-Ижорская электроверфь перешла в систему Наркомата оборонной промышленности и была переименована в «завод № 363». Основным профилем предприятия стала постройка кораблей (в первую очередь, тральщиков). В 1935–1938 годах началось обновление станочного парка, появились более совершенные станки, были улучшены условия труда, что привело к повышению производительности работы предприятия.

В 1937 году началась постройка тральщиков по пр.53У (уширенный), и до начала Великой Отечественной войны было построено 10 тральщиков: Т -205 «Гафель», Т -206 «Верп», Т -207 «Шпиль», Т -209 «Кнехт», Т -210 «Гак», Т-211 «Рым», Т-212 «Штаг», Т-215, Т-216 и Т-218. Ещё один тральщик — Т-217 (впоследствии — «Контр-адмирал Юрковский»), был передан ВМФ в августе 1941 года, а «Контр-адмирал Хорошхин» и Т-220 в 1943 году передали для достройки заводу №370.

Летом 1939 года на верфи началось строительство новых кораблей — состоялась закладка двух паротурбинных эскадренных тральщиков пр.59. К началу войны в Усть-Ижоре успели построить корпуса семи тральщиков пр.59. Работу над ними прервала война, стремительно приближавшаяся к Ленинграду. Первые два корабля были достроены и по сокращённой программе сданы «Петрозаводом» в 1942–1943 годах, корпуса остальных заказов с отрезанными кормовыми оконечностями отбуксировали на Волгу — в Балаково и Астрахань. 

Средне-Невский судостроительный завод: в годы войны и блокады

На защиту Ленинграда, 1941г.

На защиту Ленинграда, 1941г.

К началу войны завод превратился во вполне современную на тот момент судостроительную верфь. Был организован отличный инструментальный цех с новейшими станками для обработки и поверки средств измерения, в корпусном цехе было сосредоточено лучшее сварочное оборудование, спуск кораблей осуществлялся на спусковых тележках по наклонному слипу; благодаря организации курсов повышения квалификации удалось подготовить высококвалифицированные кадры рабочих, сложные задачи.

Основную номенклатуру плана завода составили базовые и эскадренные дизельные тральщики. Серия базовых тральщиков уже вступила в состав Краснознамённого Балтийского флота, готовность остальных к началу военных действий составляла от 60 до 80%.

Руководство завода осуществлялось директором Кузьмой Дмитриевичем Мироновым и главным инженером Сергеем Ивановичем Разиным. В предчувствии близкой войны на заводе проводилась большая работа по линии местной ПВО (начальник штаба — Константин Иванович Смирнов): регулярно, без отрыва от производства проводились учения, были созданы команды противовоздушной и противохимической обороны. В результате этих мероприятий, коллектив завода в июне 1941 года не был застигнут врасплох началом военных действий.

С первых дней войны администрация и общественные организации завода приняли меры по подготовке населения посёлка Понтонный к противовоздушной обороне: выделяются люди для рытья щелей и траншей, подвалы кирпичных домов оборудуются под бомбоубежища, на окна устанавливаются бронированные щитки, на входы в бомбоубежища — бронированные двери.

25 июня на заводе состоялся митинг, посвящённый записи добровольцев в ряды народного ополчения. В первый же день записалось 606 человек; в тот же день была организована вербовка наиболее подготовленных заводчан в истребительный отряд, и в это подразделение подали заявления 40 добровольцев.

4 июля на базе истребительного отряда был скомплектован партизанский отряд № 162 в количестве 43 человек, во главе с директором соседнего кирпичного завода «Звёздочка» Николаем Андреевичем Толстенковым. Партизанский отряд №162 действовал в тылу врага в районе Кингисеппа до 2 ноября 1942 года. Впоследствии Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 ноября 1972 года группа работников завода, входящих в состав отряда, была удостоена боевых наград.

Одновременно с отрядом №162 был сформирован районный партизанский отряд под командованием секретаря парткома Ф.Ф. Тишенко, в состав которого вошли 125 работников завода. Отряд действовал в тылу врага в районе Вырицы. 7 сентября 1941 года, прикрывая отход партизан огнём ручного пулемёта, погиб работник завода Борис Степанович Окинин. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 февраля 1966 года он был посмертно награждён медалью «За отвагу».

В самом начале войны коллектив завода направил часть своих сотрудников для производства оборонных работ. Заводчане участвовали в рытье окопов, противотанковых рвов и блиндажей в районе станций Пери, Вырица, Сапёрная, Колпино. Всего в оборонных работах участвовало свыше 500 работников завода.

Начало военных действий не остановило производственной деятельности завода. Его коллектив сосредоточил внимание на достройке базового дизельного тральщика Т-217 зав. №28 и, с опережением графика на 26 дней, досрочно сдал его ВМФ 5 августа 1941 года. Вспоминает бывший начальник бюро технологических процессов механического цеха А.В. Николаенко: «Когда сборку корпуса корабля довели до верхней палубы, рядом разорвался снаряд, осколки которого в полном смысле слова изрешетили правый борт. По счастливой случайности, это произошло в обеденный перерыв и жертв удалось избежать. За три дня мы «залатали» пробоины и вскоре спустили тральщик на воду». Впоследствии этот корабль вошёл в состав 1-го Краснознамённого дивизиона базовых дизельных тральщиков. Позднее дивизион был награждён орденом Красного знамени.

В это же время заводом выполнен срочный заказ Ленинградского фронта по достройке двух быстроходных бронекатеров пр.1124 (зав. №№99 и 100), которые были сданы ВМФ в августе того же года. Катера имели полное водоизмещение 49,7 тонн, длину — 25,3 метров, ширину — 4,04 метров, осадку — 0,85 метров, при максимальной скорости 18 узлов. Вооружение катеров состояло из двух башен танка Т-34 калибра 76 мм и пулемётов. Вначале эти корабли вошли в состав БФ, а в 1944 году были переданы в состав 1-го Петрозаводского дивизиона бронекатеров Ладожской военной флотилии. Эти катера приняли активное участие в боях за «Невский пятачок» и при прорыве блокады.

Тревожный день, тревожная ночь, завод подготовлен к уничтожению, люди находятся в мобилизационном состоянии — и только в два часа ночи приказ отменили, поскольку противник был отброшен за реку Тосно подошедшим танковым соединением. Вспоминает бывший военпред завода Н.А. Расторгуев: «…На протяжении всей войны я работал на заводе. 16 сентября 1941 года от уполномоченного особого отдела Ленинградского фронта был получен приказ — во избежание захвата завода противником подготовить его к подрыву. Эту задачу я должен был выполнить совместно с инженером Т.Н. Баниным. Но вскоре стало ясно, что противник прорвал линию фронта только в районе реки Тосно. На других участках враг был остановлен. В сложившейся обстановке уничтожение завода приостановили, и, как оказалось, правильно сделали — завод внёс большой вклад в оборону Ленинграда».

В сентябре того же года, по распоряжению Военного Совета Ленинградского фронта, головной эскадренный тральщик «Василий Громов», оставленный на заводе до особого распоряжения, перевели с готовностью 80% на «Петрозавод», где он был достроен и сдан ВМФ в 1943 году.

В октябре 1941 года началась частичная эвакуация работников завода и технологического оборудования в Ленинград, на территорию эвакуированного к тому времени завода навигационных приборов. Одновременно с эвакуацией коллективом завода выполнялись срочные заказы Военного Совета: продолжались работы по изготовлению понтонов, изготавливались специальные сани для перевозки боеприпасов и продовольствия, двухколёсные тележки, железные печки, ящики для противотанковых мин (десятки тысяч штук). К январю 1942 года завод, в основном, был переведён в Ленинград, а его собственная территория стала филиалом предприятия. Директором завода назначен Кузьма Дмитриевич Миронов, начальником филиала — Юрий Еремеевич Басов (бывший начальник механического цеха). В феврале главным инженером завода стал Александр Фёдорович Баранов, главным механиком филиала — А.И. Чайников, начальником цеха №8 — Н.М. Карпов, мастерами этого цеха — И.В. Павлов и Н.А. Емельянов, строителем — П.М. Очев, начальником ОТК — В. Николаенко, мастером судоподъёмного участка — А.В. Васильев. На территории завода навигационных приборов наш завод функционировал до 8 сентября 1942 года — под жестоким артобстрелом и бомбёжками рабочие изготавливали снаряды и бомбы, ремонтировали навигационные приборы, выполняя заказы фронта. В феврале 1942 года группа рабочих завода во главе с бригадиром судосборщиков Г.Н. Николаевым была откомандирована в распоряжение командования Ладожской военной флотилии. Члены этой бригады осуществляли ремонт кораблей и катеров флотилии, а также участвовали в сборке тендеров и барж. За выполнение заданий командования руководитель ремонтных работ В.Е. Гаевский был награждён двумя медалями «За боевые заслуги», а бригадир судосборщиков Г.Н. Николаев — двумя орденами Красной Звезды и медалью «За оборону Ленинграда», причём первый орден судостроителю вручал лично командующий БФ адмирал В.Ф. Трибуц.

На собственной территории в это время оставалось около 150 человек. 14 февраля 1942 года на завод поступило распоряжение заместителя НКСП о принятии мер по восстановлению разрушенного снарядами слипа, и 24 апреля коллектив завода приступил к подготовке и выполнению работ по судоремонту действующего флота.

Были организованы курсы по подготовке специалистов в количестве 156 человек — в основном, из подростков 15–16 лет и женщин, заменивших мужей на производстве.13 мая 1942 года. на завод поступил исключительно важный заказ — на постройку самоходных плашкоутов для Ладожской «Дороги жизни» — быстроходных, маневренных и способных подходить к необорудованному побережью.

Проект плашкоутов разрабатывался конструкторами «Петрозавода», которым для этого понадобилось меньше недели. Строителями заказа назначены Пётр Михайлович Очев и Иван Иванович Куликов. Были приняты все меры для сдачи заказов в срок — удлинён рабочий день, введена двухсменка, специалисты-мастера временно переведены на рабочие места: мастер механического цеха С.Ф. Круглов — токарем, мастер участка узловой сборки Дмитрий Григорьевич Залётов — судосборщиком, и так далее. По приказу Военного Совета Ленинградского фронта на завод командирована группа краснофлотцев, которая под руководством опытных бригадиров овладела профессиями судостроителей и приняла активное участие в постройке 12 плашкоутов, двух тендеров и понтонов. Выполняя этот заказ и проводя активный ремонт действующего флота (на ремонт буксира отпускалось не более 72 часов рабочего времени), коллектив активизировал работы по эвакуации завода, согласно приказу НКСП от 5 июля 1942 года составлены эшелоны, демонтировано оборудование. Всего за 1942 год эвакуировано через Ладогу более пяти эшелонов в Балаково, Омск, Северодвинск, Тюмень и Астрахань. Большое количество заводских рабочих командированы на судостроительное предприятие в Балаково.

1 сентября 1942 года директор завода К.Д. Миронов отозван в Москву, исполняющим обязанности директора завода назначен Пётр Ильич Карпов. В сентябре все рабочие, находившиеся на территории завода навигационных приборов, возвращены на свой завод. Организована перевозка материалов и оборудования. 28 ноября 1942 года решением Военного Совета Ленинградского фронта заводу предписано в короткий срок построить базовый дизельный тральщик Т-219. Строителем объекта назначен П.М.Очев, помощником — А.В. Михайлов.

В их распоряжение выделена группа квалифицированных рабочих в количестве 39 человек. Среди них — электросварщики Е.С. Кулик и М.А. Волкова, рубщик П.А. Балабанов, судосборщик Е.И. Митофанов, гибщик П.А. Мудров, мастера Н.А. Емельянов, И.В. Павлов, И.В. Васильев и другие.

С целью подготовки производства восстановлены и введены в эксплуатацию электростанция, компрессорная, установлены леса и кильблоки. В помощь рабочим завода прибыли 72 моряка-балтийца — организованы краткосрочные курсы — судосборка и рубка (17 человек), сварка (11 человек). Обучением руководил А.В. Михайлов.

До снятия блокады Ленинграда завод постоянно находился под артиллерийским обстрелом и авиационными бомбовыми ударами противника. При этом разрушались промышленные и жилые постройки, гибли люди.К примеру, 18 мая 1942 года, при артиллерийском обстреле территории завода, в одно из зданий попал снаряд крупного калибра; при этом погибли сразу девять человек из пожарной охраны. 18 сентября 1943 года прямым попаданием снаряда был повреждён буксирный пароход «Соколик», через образовавшуюся в корпусе пробоину хлынула вода, и через несколько минут пароход затонул. «Соколик» был единственным буксирным средством завода; кроме этого, он использовался для нужд фронта, перевозя баржи с моряками, боеприпасами. С помощью ручных лебёдок и при участии водолазов под руководством А.Ф. Баранова, буксир удалось вытащить на берег и заделать пробоины. Во время бомбардировок и артобстрелов работники завода боролись с пожарами и ликвидировали последствия.

Из приказа директора завода№128 от 17 ноября 1942 года: «…При вражеском обстреле территории нашего завода были повреждены железнодорожные пути, крыша основного здания завода и тендер. Ликвидация последствий артиллерийского обстрела была поручена бригаде работников цеха №16 под руководством мастера А. В. Васильева. Данные работы выполнены добросовестно и в срок, за что премировать А.В. Васильева и его бригаду в следующих суммах: Васильева — 100 руб., Ганину — 100 руб., Корчагина — 50руб., Семёнова — 30 руб., Головача — 50 руб., Савельева — 50 руб., Соловьёва — 100 руб., Лазинцева — 100 руб., Клепикова — 60 руб.».

Учитывая сложившуюся ситуацию с обеспечением работников завода и жителей блокадного Ленинграда продовольствием, при заводе было создано собственное подсобное хозяйство. Практически под огнём противника рабочие выращивали картофель, капусту, морковь, свёклу. Из приказа директора завода П.И. Карпова от 19 февраля 1943 года: «…Коллектив рабочих подсобного хозяйства в 1942 году добился хороших результатов по выращиванию, сбору и хранению овощей. Сдано государству 600 тонн овощей. Уборка проведена в сжатые сроки и организовано хранение урожая. Рабочие завода обеспечены овощами до нового урожая. Объявляю благодарность и премирую окладом директора подсобного хозяйства А.В. Алексеева, агронома Д.А. Алексеева, завхоза И.А. Кириллова».

Прорыв кольца блокады 18 января 1943 года вдохнул новые силы в коллектив завода. С помощью понтонов, построенных на заводе, наши бойцы переправлялись на «Невский пятачок», отремонтированные буксиры доставляли боеприпасы и продовольствие в районы боевых действий, быстроходные бронекатера, сошедшие со стапелей нашего завода, обеспечивали переправу на Неве у Ивановских порогов.

Чтобы лучше представить условия, в которых, например, строился базовый тральщик Т-219, можно привести краткую хронику 1943 года.

16 января. Принимаются все меры для обеспечения выхода на линию двух газогенераторных машин. Выделяются двое рабочих для заготовки чурок.

25 марта. Весь коллектив завода мобилизуется для работ во внеурочное время по очистке территорий завода, посёлка и ремонта дорог. 17 апреля. На постройке базового тральщика Т-219 недостаточно давление сжатого воздуха. Принимаются меры по ремонту и пуску в эксплуатацию дополнительных компрессоров. 24 мая. На заводе устанавливается одиннадцатичасовой рабочий день. 6 июля. Приказом по заводу объявляется благодарность краснофлотцам Питерцеву и Старшинину, которые, рискуя жизнью, под артобстрелами неоднократно проводили ремонт повреждённой снарядами линии электропередачи. 20 июля. Спуск базового тральщика Т-219 на воду откладывается, так как во время артобстрела он получил 200 пробоин в корпусе. Завод справляется с проблемой и 11 августа приступает к строительству корпуса нового базового тральщика Т-220. 3 октября. На завод доставлен поднятый сторожевой корабль «Вихрь». Мобилизовав все силы для ремонта, заводчане уже 21 ноября осуществляют его спуск на воду. В целом, 1943 год стал для завода годом перехода от временного сокращения производства, связанного с блокадой Ленинграда, к постепенному его восстановлению. По сравнению с 1942 годом, резко возросла производственная программа, коллективом приняты меры к расконсервации цехов, работа которых была заморожена в связи с эвакуацией людей и оборудования. Помимо восстановительных работ, заводчане выполняли заказы для фронта и работали на строительстве трёх базовых тральщиков.

Одной из приоритетных работ по восстановлению жизнедеятельности завода в 1943 году стала реанимация энергетического хозяйства, проведённая коллективом ремонтно-механического цеха. В результате, обеспечено практически бесперебойное снабжение заказов электроэнергией и сжатым воздухом; восстановлено крановое хозяйство в цехах и организована своевременная подача деталей машиностроительной группы на строящиеся объекты. Много усилий к этому приложили руководители цеха А.И. Чайников, М.Е. Берлинский, Е.П. Очерет, токарь И.П. Череповицин, слесари Т.М. Литвинов и Г.В. Алексеев, машинист И.И. Зимин. Значительный вклад в организацию работ внёс коллектив корпусного цеха во главе с начальником Александром Варламовичем Михайловым. Самоотверженно работали на своих участках мастера Е.И. Митрофанов, Н.А. Емельянов, И.В. Павлов.

В конце 1943 года на завод поступил заказ на ремонт затонувшей во время боевых действий канонерской лодки «Пионер». Выполнение этого заказа потребовало проведения серьёзных судомонтажных работ, в связи с чем, руководством принято решение о восстановлении сдаточно-монтажного цеха.

Скомплектован состав рабочих и ИТР, переведённых из других цехов завода. Большую работу по восстановлению и пуску цеха провели мастер М.П. Павлов, медник П.А. Мудров, слесарь П.В. Сорокин. Огромная работа в 1943 году проведена немногочисленным коллективом ИТР в составе: и.о. начальника бюро оперативного планирования — начальник сдаточно-монтажного цеха В.В. Хрыпов, начальник ППО И.Г. Трифонов, начальник ОТК А.В. Николаенко.В 1943 году усилиями заводчан восстановлено инструментальное хозяйство, организована электродная мастерская, и всё это выполнено коллективом завода, списочный состав которого составлял всего лишь 207 человек. Ударная работа рабочих и служащих неоднократно отмечалась приказами НКСП.

11 января 1944 года на завод поступил срочный заказ Военного Совета Ленинградского фронта на постройку пяти тралбарж, причём две из них необходимо было изготовить и сдать заказчику уже в феврале. Ответственным за строительство назначен заместитель начальника цеха №8 Н.А. Емельянов. Эта работа также была выполнена в срок, хотя для доставки барж к месту сборки пришлось изготавливать специальные сани и тащить их вручную к слипу.  Следует отметить, что Николай Александрович Емельянов принимал активное участие и в строительстве самоходных понтонов, и в ремонте подбитых врагом кораблей Невской флотилии: «Строгий», «Зея», «Стройный», «Сестрорецк» и других. Одним из первых он был награждён орденом Красная Звезда, который непосредственно на заводе ему вручил командующий флотом В.Ф. Трибуц.

Наряду с постройкой тралбарж, не прекращались работы на постройке тральщиков. После снятия блокады на завод по вызовам стали возвращаться эвакуированные рабочие. Для размещения людей необходимо было произвести ремонт зданий рабочего поселка. С этой целью созданы столярно-плотницкие бригады и принято решение об организации отдела капитального строительства, начальником которого назначен Б.А. Богданов.

В ноябре 1944 года на заводе начата подготовка к постройке 100-тонных малых тральщиков, необходимых для разминирования Балтийского моря и Ладоги. Строителем назначена Мария Петровна Ремпель. Успешно завершив годовую программу 1944 года, завод вступил в победоносный 1945 год. Заводчанам, пережившим годы войны и блокады, удалось уже в конце 1945 года ввести в состав ВМФ малые тральщики МТЩ-73, МТЩ-74 и МТЩ-86. Активное участие завод принял и в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства.

Всего за период Великой Отечественной войны работниками завода были выполнены следующие заказы: в 1941 году построены 2 бронекатера (заводские №С-99 и С-100) пр.1124 и тральщик (заводской №С-28, в 1942 году построены 12 плашкоутов, 2 тендера и понтоны, в 1943 году отремонтирован затонувший сторожевой корабль «Вихрь», дострое ны 2 корпуса базовых тральщиков (заводские номера С-34 и С-35) пр.53У, в 1944 году построены 5 тралбарж и 3 понтона грузоподъёмностью 80 тонн, в 1945 году построены 5 малых тральщиков МТЩ пр.253Л и капитально отремонтирована канонерская лодка «Пионер».

Большинство пришедших с фронта рабочих и служащих вернулись на родной завод. В их числе — кавалеры многих орденов и медалей: Н.А. Аветин, В.Ф. Васильев, Б.В. Горшков, Г.Г. Кашицкий, М.П. Мореходов, В.В. Правдин, Л.В. Прядинский, А.И. Семенова, Я.З. Смелянский, В.И. Узлов, И.Ф. Щеголихин и другие. Многие заводчане не вернулись с фронтов Великой Отечествен ной войны. Среди погибших — начальник цеха И.В. Амелин, слесарь А.И. Бехтерев, столяр В.А. Богданов, ученик слесаря В.Б. Войткевич, мастер А.Ф. Головач, строгальщик Е.А. Георгиевский, мастер В.А. Красев, разметчик А.А. Кузнецов, водолаз Н.К. Рютин, слесарь И.В. Сологубов, электросварщик М.В. Чигарев и другие.

В память о погибших заводчанах в сквере перед зданием администрации завода вначале установили закладной камень, а к 20-летию Победы открыли памятник с мемориальной доской, на которой были выбиты имена заводчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Перед этим памятником проводятся все знаковые мероприятия.

За самоотверженный труд и поставку военной техники фронту Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1985 года Средне-Невский судостроительный завод награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Средне-Невский судостроительный завод в послевоенный период и советское время

Опыт войны и послевоенное боевое траление заставили уделять должное внимание развитию минно-тральных сил флота. Послевоенной кораблестроительной программой была предусмотрена постройка 30 эскадренных, 400 базовых, 306 рейдовых и 80 речных тральщиков. В 1947 году завод переведён на крупносерийную постройку базовых тральщиков пр.254.

Морской тральщик проекта 254

Морской тральщик проекта 254

Технический проект дизельного стального тральщика, главным преимуществом которого, по сравнению с довоенными базовым тральщиком, должна была стать резко повышенная (не менее, чем в три раза) производительность тральных работ, разрабатывался с 1943 года последовательно четырьмя проектными организация ми (ЦКБ-51, ЦКБ-17, ЦКБ-50 и ЦКБ-363) и был утверждён в 1946 году. Главным конструктором проекта являлся Г.М. Вераксо, наблюдение за проектированием от ВМФ осуществлял В.С. Авдеев.

Нормальное водоизмещение базового тральщика, корпус которого проектировался цельносварным из судостроительной стали марки Ст.4с, по повышенным нормам прочности, составило 535 тонн, полное —570 тонн. Энергетическая установка корабля состояла из двух дизелей 9Д мощностью по 1100 лошадиных сил, размещённых в одном отсеке, и трёх дизель-генераторов, суммарной мощностью 175 кВт, вырабатывавших постоянный ток напряжением 220 В и сгруппированных в другом отсеке. Мощность главных двигателей была достаточной для развития 14-узлового хода (с поставленным тралом МТ-1 — 8,3 узлов). Базовые тральщики должны были комплектоваться двумя контактными тралами МТ-2, одним электромагнитным ТЭМ-52 и двумя акустическими БАТ-2, а также ГАС «Тамир-10». Артиллерийское вооружение состояло из двух спаренных 37-миллиметровых автоматов В-11 и четырёх спаренных крупнокалиберных пулемётных установок 2М-1. В состав вооружения также входили два бомбомёта БМБ-2. В перегруз корабль мог принять до 10 мин типа КБ-3. Экипаж тральщика насчитывал 65 человек.

Базовый тральщик также оснащался цепным охранителем ЦОК-1-40, шпирон которого, размещённый на форштевне, придавал кораблю характерную внешнюю особенность.

Корабль проекта 254, предназначенный для массового строительства, разрабатывался с учётом секционного метода постройки и применения большого объёма автоматической сварки. Головной корабль проекта 254 завод № 363 сдал в 1948 году (корабль, под тактическим номером Т-43, вошёл в состав ТОФ, позднее был передан военно-морским силам Народно-освободительной армии Китая). Строительство тральщиков велось поточно-позиционным способом, за разработку и освоение которого группе работников завода в 1949 году было присуждено звание лауреатов Сталинской премии. 

В начале того же года проектирование всех базовых тральщиков передано конструкторскому бюро завода № 363, а к концу 1949 года образовано самостоятельное ЦКБ-363.

В 1951 году в Усть-Ижоре был сдан в эксплуатацию новый слип со спусковым устройством (12 дорожек грузоподъёмностью 1000 т), а в 1955 году —блок корпусных цехов площадью 24000 м2.

В ходе серийного строительства пр.254 дважды корректировался под руководством А.Г. Соколова (главный наблюдающий от ВМФ — И.С. Савицкий). Головной корабль пр.254 с несколько улучшенным общим расположением и частично обновлённым вооружением (в том числе, ГАС «Тамир-11», РЛС «Линь» и «Рым-К») завод № 363 сдал в 1952 году. Следующий проект 254М (главный конструктор — А.Г. Соколов, главный наблюдающий — В.Т. Кузьмин), разработанный в 1953 году, отличался внедрением более мощных тралов (МТ-1Д, ТЭМ-52М), усиленным артиллерийским вооружением (одноствольные 45-миллиметровые автоматы ЗиФ-17, вместо В-11, и 25-метровые автоматические артиллерийские установки, вместо 12,7-метровых пулемётов) и — впервые в отечественном военном корабле строении — применением, в качестве движителя, винта регулируемого шага.

Базовые тральщики пр.254М строились, начиная с 1955 года. До 1959 года два завода (№№ 363 и 532) сдали флоту 60 кораблей пр.254, 82 единиц пр.254К и 16 единиц пр.254М.

В том же году началось строительство тральщиков пр.264 с более мощной главной энергетической установкой и рядом других усовершенствований. Проект, по выданному в 1949 году тактико-техническому заданию, был разработан в ЦКБ-363 под руководством главного конструктора А.Г. Соколова (главный наблюдающий — капитан 3 ранга В.Т.Кузьмин). Стремление увеличить производительность тральных работ и повысить эффективность борьбы с неконтактными минами, а также усилить средства самообороны корабля привело к чрезмерному росту водоизмещения, которое превысило 800 тонн и автоматически переводило корабль в подкласс морских тральщиков. Двухвальная главная энергетическая установка, в составе дизелей 37Д, общей мощностью 4000 лошадиных сил, выполненная для повышения живучести в двух эшелонах, позволила довести скорость хода без тралов до 17,3 узла. Более чем вдвое повысилась энерговооружённость, впервые на кораблях противоминной обороны был применён трёхфазный переменный ток напряжением 220 В и частотой 50 Гц. Повысили и стандарт непотопляемости — корабль должен был выдерживать затопление двух смежных отсеков вместо одного. Новшеством для тральщика являлось и применение воздушного отопления. Автономность была увеличена с 7 до 10 суток.

Тральное вооружение состояло из контактных (БКТ), электромагнитных (ТЭМ-52М) и акустических (БГАТ) тралов, артиллерийское — из двух спаренных 57-миллиметовых автоматов с радиолокационной системой управления МР-103, реактивно-бомбовое — РБУ-1200.

В связи с загруженностью завода по программе постройки кораблей пр.254 и его модификаций, необходимостью обновления производственной базы, а также вследствие корректировки проекта, потребовавшейся для учёта введённых требований противоатомной защиты, окончание строительства головного корабля пр.264 затянулось на несколько лет. В 1957–1959 годах завод сдал 12 базовых тральщика пр.254А, а с 1958 года по 1963 год — 23 морских тральщика пр.264А (в соответствии с классификацией, принятой в 1977 году, верхний предел стандартного водоизмещения базового тральщика ограничивался величиной 400 тонн, а для морского тральщика 3 ранга — 3000 тонн. Рейдовые тральщики имели водоизмещение до 200 тонн).

С 1955 года по 1961 год. на судостроительном заводе № 363 также строились спасательные суда пр.532 и 532А, спроектированные в корпусе морских тральщиков пр.264А; было сдано флоту 13 спасателей. Надстройки этих кораблей, впервые в отечественном судостроении, изготавливались из сплава АМг.

В 1960 году на заводе начинается серийная постройка кораблей пр.266 с корпусами из маломагнитной стали и танкеров пр.1541, предназначенных для перевозки специального топлива.

Тактико-техническое задание на разработку тральщика пр.266 было выдано ЦКБ-363 в 1956 году. Главным конструктором корабля являлся Н.П. Пегов, главным наблюдающим от ВМФ — капитан 2 ранга В.Т. Кузьмин.

Первоначально предполагалось, что новый корабль противоминной обороны морской зоны, кроме современного трального вооружения, должен получить усиленные средства самообороны.Однако выполненные проработки показали, что обеспечение предъявляемых ВМФ требований приведёт к росту водоизмещения примерно до 900 тонн. С учётом сущест вовавшего у руководства ВМФ и государства резко негативного отношения к увеличению водоизмещения проектируемых надводных кораблей всех классов, это, весьма вероятно, означало «смерть» проекта. Поэтому ВМФ согласился сократить оборонительное вооружение корабля и снизить спецификационную скорость хода с поставленными тралами до 14 уз.

В утверждённом в декабре 1959 года техническом проекте полное водоизмещение корабля составило 560 тонн, что дало основание конъюнктурно отнести его к под классу базовых тральщиков. Корабль впервые оснащался ГАС миноискания МГ-69 «Лань», позволяющей обнаруживать якорные мины на дистанции до 1100 метров. Для снижения уровня физических полей конструкторы предприняли целый комплекс мер, позволивших вдвое снизить акустическое поле, а магнитное — в 30 раз. Корпус проектировался из маломагнитной стали с увеличенным до 5,5 отношением длины к ширине. Суммарную мощность двигателей повысили до 5000 лошадиных сил, применив дизели М-503 с приводом на винты регулируемого шага. Общая мощность электроэнергетической системы, переведённой на переменный ток напряжением 380 В, достигла 500 кВт. Тральное вооружение, состоявшее из контактных и неконтактных тралов 5 типов, должно было обеспечивать эффективное траление всех типов мин на глубинах от 25 до 150 метров. Для подрыва обнаруженных мин тральщик мог применять шнуровые заряды.

Артиллерийское вооружение корабля — две новейшие спаренные 30-мм автоматические артиллерийские установки АК-230 с радиолокационной системой управления «Рысь». Экипаж — 56 человек, автономность по запасам провизии — 7 суток.

Головной корабль пр.266 (зав. №980) был заложен на заводе № 363 25 ноября 1960 года, спущен на воду 16 августа 1962 года и 30 июня 1964 года сдан ВМФ СССР. Всего на ССЗ №363 до 1971 года построено 24 единицы пр.266, в том числе, четыре — в экспортной модификации.

В 1966 году корабль пр.266 переклассифицирован из базового в морской тральщик.

В 1970-1978 годах серийное строительство продолжилось по переработанному пр.266М, получившему шифр «Аквамарин». Тактико-техническое задание на модернизацию было выдано в 1965 году, главными конструкторами являлись Т.Д. Походун и Н.П. Пегов, наблюдение от ВМФ осуществлял В.Т. Кузьмин.

Полное водоизмещение корабля возросло до 790 тонн (главные размерения изменились), главная энергетическая установка осталась прежней (за исключением движительно-рулевого комплекса) и обеспечивала полный ход 17 узлов. Применив двухкаскадную амортизацию механизмов (впервые в отечественной практике), проектанты добились снижения шумности и повышения живучести корабля. Новые образцы контактного (БКТ), электромагнитного (ТЭМ-4) и акустического (АТ-3) тралов, ГАС миноискания МГ-69 и станция УЗПС, две 30-миллиметровые и столько же 25-миллиметровых артиллерийских установок, а также РБУ-1200 составили вооружение нового морского тральщика.

Головной корабль пр.266М «Семён Рошаль» вступил в строй 30 сентября 1970 года.Всего до 1991 года Средне-Невский завод построил 27 морских тральщиков, а в экспортном варианте (пр.266МЭ — 23 единицы). Эти корабли в 1978–1991 годах поставлялись в Ливию, Сирию, Индию, Эфиопию и Южный Йемен. За создание кораблей противоминной обороны в 1977 году группа работников завода была удостоена звания лауреатов Государственной премии.

С начала 1960-х годов велись работы по освоению нового материала — стеклопластика, а в 1963 году на заводе приступили к постройке базовых тральщиков пр.1252 «Изумруд» с корпусом из этого материала, полным водоизмещением 360 тонн. Разработка технического проекта под руководством главного конструктора В.П. Вилунаса и под наблюдением А.А. Слуцкого была окончена в 1961 году. Отсутствие опыта в проектировании и строительстве кораблей с корпусом из стеклопластика такого водоизмещения (около 300 тонн) потребовало выполнения большого объёма НИОКР. Корпус, разделённый на 10 отсеков, набирался по продольной системе и формовался вручную из объёмных и плоскостных секций. В остальном же «Изумруд» представлял собой, по существу, модификацию ко- рабля пр.257Д (имевшего деревянный корпус), оснащённый ГАС миноискания МГ-79.

Базовый тральщик пр.1252 был вооружён сетевым тралом ТС-1, контактным ГКТ-2, электро магнитным ПЭМТ-4, акустическим АТ-3, телевизионным искателем ИТ-3, искателемуничтожителем ИУ-2, а также спаренной 30-мм артиллерийской установкой.

31 декабря 1966 года головной «Изумруд» — первый в мире стеклопластиковый корабль противоминной обороны (в Великобритании лишь в 1973 году построили тральщик-искатель мин из стеклопластика водоизмещением 450 т) — был передан в опытную эксплуатацию, проводившуюся на Балтийском и Каспийском морях. В 1968–1969 годах заводом сданы в опытную эксплуатацию ещё два базовых тральщика, построенные с учётом замечаний, выявленных в процессе службы головного корабля.

Тем временем в 1965 году на заводе № 363 вводится в эксплуатацию цех пластмассового судостроения площадью 2575 м2. За «Изумрудом» последовала большая серия стеклопластиковых рейдовых тральщиков пр.1258 (шифр проекта — «Корунд»).

Тактико-техническое задание на проектирование в 1964 году было выдано ПКБ «Алмаз», позднее проект передали Западному ПКБ. Главным конструктором являлся В.И. Блинов, наблюдение от ВМФ вёл Ю.В. Штатнов.

Стремление создать качественно новый рейдовый тральщик заставило отказаться от требования «железнодорожной габаритности». Рейдовый тральщик, полным водоизмещением 91 тонна, оснащался двумя дизелями мощностью по 300 лошадиных сил, обеспечивавшими ему ход 12 узлов. Его вооружение включало контактный трал МТ-3У, электромагнитный — СЭМТ-1, акустический — АТ-2, телевизионный искатель ИТ-1 и искатель-уничтожитель ИУ-2, а также спаренную артиллерийскую установку 2М-3М 25-миллиметрового калибра. Корабль мог использовать два шнуровых заряда длиной 200 метров.

В 1969–1985 годах Средне-Невский судостроительный завод (так с 1966 года стал именоваться судостроительный завод №363) построил 52 рейдовых тральщика пр.1258. Экспортный вариант «Корунд-Э» (37 единиц) поставлялся в Ирак, Сирию, Болгарию, Кубу и Индию.

Речной тральщик пр.1259 «Малахит» (Западное ПКБ, главный конструктор — В.И. Блинов, главный наблюдающий — капитан 2 ранга М.М. Демыкин), создававшийся как «уменьшенный «Корунд» с „железнодорожной габаритностью“», строился на заводе в 1973–1976 годах.

Рейдовый тральщик, полным водоизмещением 64 тонны, также имел стеклопластиковый корпус, был оснащён двумя реверсивными водомётными движителями, работавшими от двух дизелей мощностью по 235 лошадиных сил. Электроэнергию вырабатывали два дизель-генератора мощностью по 50 кВт. Тральное вооружение состояло из тралов РКТ-1, СЭМТ-1 и АТ-6, артиллерийское — из одного спаренного 25-миллиметрового автомата. Головной корабль вступил в строй в декабре 1973 года, но серия ограничилась семью единицами. В начале 1980-х годов откорректированная рабочая документация была передана Болгарии, где началась серийная постройка рейдовых тральщиков пр.12592, как для ВМС стран Варшавского договора, так и для СССР. 1

970-1980-е годы в истории завода отмечены постройкой кораблей и судов новых для завода классов: больших торпедных катеров; больших ракетно-артиллерийских катеров; противопожарных судов водоизмещением 1260 тонн; малых речных телеуправляемых прорывателей минных заграждений; вертолётных неконтактных тралов; катеров-водителей прорывателей минных заграждений.

Большие торпедные катера пр.206М (шифр «Шторм»; проектант — ЦКБ-5, главный конструктор — И.И. Пегов) строились на Средне-Невском судостроительном заводе в 1970–1976 годах.

Одновременно сданы ВМФ четыре торпедных катера пр.205Т (на базе ракетного катера пр.205У, с заменой противокорабельных ракет на четыре торпедных аппарата), а в 1976–1977 годах — столько же сторожевых катеров пр.205ЭТ для Сомали и Эфиопии.

Ракетные катера пр.206МР, водоизмещением 250 тонн, строились на Средне-Невском судостроительном заводе в 1977–1983 годах. Один из 12 сданных заводом катеров (Р-44) позднее был переоборудован для испытаний противокорабельной ракеты «Уран».

С 1979 года Средне-Невский судостроительный завод был подключён к программе серийного строительства новых больших ракетных катеров пр.12411 (ЦМКБ «Алмаз», главный конструктор — Е.М. Юхнин, главный наблюдающий — капитан 1 ранга Ю.М. Осипов, затем — капитан 2 ранга В.И. Литовский). 

Поскольку новый дизель для комбинированной дизель-газотурбиной установки ещё не был готов, как и противокорабельная ракета «Москит», ЦМКБ «Алмаз» пришлось разработать пр.12411Т, с газо-газотурбинной установкой и противокорабельной ракетой П-15М.

Средне-Невский судостроительный завод до 1992 года успел сдать 15 РКА этого проекта и один РКА пр.12417 (№201), отличавшийся установкой боевого модуля зенитного комплекса ближнего рубежа «Кортик» (вмес то двух артустановок АК-630М) и радиолокационной станции обнаружения воздушных целей «Позитив».

Начиная с Р-47 (заводской № 206), ракетные катера строятся по исходному проекту, то есть с дизель-газотурбиной установкой и комплексом «Москит». В 1990-е годы на заводе достроены два катера пр.12411. Из-за отсутствия финансирования работы велись медленно; ВМФ был передан только Р-2,а второй катер (Р-5) до сих пор ожидает решения своей судьбы.

В 1970–1980-е годы Средне-Невский судостроительный завод строит и традиционные тральщики, но более совершенные: быстроходные тральщики — волновые охранители (пр.1256), морские тральщики пр.12660, рейдовые тральщики с корпусом из стеклопластика пр.10750 (головной сдан в 1989 году). В отдельные годы количество одновременно находившихся в постройке кораблей и других плавсредств превышало 50 единиц (12 проектов), а сдавалось ежегодно 15–17 единиц (5–6 проектов).

Волновые охранители пр. 1256, проектирование которых началось в ЦКБ-50 в 1975 году под руководством главного конструктора В.И. Вилу наса и под наблюдением А.Н. Муратова, представляли собой быстроходные (37 узлов) корабли водоизмещением около 400 тонн, со специальными обводами, способными при движении генерировать волну, создающую тралящее гидродинамическое поле. Траля щее магнитное поле создавалось соленоидами, уложенными на днище корабля, акустическое — повышенной шумностью гребных винтов и механизмов. Считалось, что, благо-даря высокой скорости, корабль будет «проскакивать» мину, взрывающуюся под воздействием генерируемых им полей.

Главная энергетическая установка корабля состояла из газотурбинной установки мощностью 20000 лошадиных сил и двух дизелей по 4475 лошадиных сил, обеспечивавших вращение двух винтов регулируемого шага. Дальность плавания ходом 15 узлов — 800 миль, автономность — 3 суток, экипаж — 20 человек.

В декабре 1974 года, после всесторонних испытаний, Средне-Невский судостроительный завод сдал ВМФ в опытную эксплуатацию два волновых охранителя пр.1256, не имевших аналогов за рубежом. Морской тральщик пр.12660 «Рубин» должен был строиться серийно, в соответствии с 10-летним планом военного кораблестроения на 1981–1990 годы.

Тактико-техническое задание на разработку проекта ВМФ выдал Западному ПКБ ещё в 1972 году. Главным конструктором сначала был назначен Н.П. Пегов, затем — В.С. Сергеев, главным наблюдающим от ВМФ — капитан 2 ранга А.П.Демешкевич.

На этапах эскизного и технического проектирования рассматривались варианты с вертолётом, но из-за роста водоизмещения от них пришлось отказаться. Пожелание заказчика увеличить скорость хода не удалось удовлетворить из-за отсутствия в производстве подходящих двигателей.

Корабль полным водоизмещением 1150 тонн сохранил дизельную энергетическую установку пр.266М, дополненную установкой малого хода с носовым подруливающим устройством. По сравнению с «Аквамарином», скорость полного хода снизилась на 1 узел, дальность плавания осталась на прежнем уровне, автономность возросла до 15 суток.

Вооружение морского тральщика состояло из нового подводного комплекса уничтожения мин «Гюрза»: глубоководного неконтактного трального комплекса, самоходного телеуправляемого искателя-уничтожителя «Кетмень» и искателя-уничтожителя «Палтус», электромагнитного (ТЭМ-3М) и акустического (АТ-3) тралов, ГАС миноискания впереди по курсу «Кабарга-А3» и других станций.

Автоматическая артиллерийская установка АК-176 76,2-миллиметрового калибра, включённая в состав вооружения по настоянию главнокомандующего ВМФ С. Г. Горшкова, 30-миллиметровая АК-630М с единой системой управления огнём «Вымпел», а также переносной зенитный ракетный комплекс«Стрела-3» составляли оборонительное вооружение корабля.

Экипаж, по сравнению с «Аквамарином», удалось сократить на восемь человек.

Проектант и завод-строитель создали корабль противоминной обороны нового поколения, по некоторым показателям превосходящий иностранные аналоги. Головной морской тральщик «Железняков» построен ный Средне-Невским судостроительным заводом в 1988 году, после вступления в состав ВМФ совершил переход на Чёрное море. Второй корабль — «Владимир Гуманенко» — был сдан в 1993 году. Строительство серии после распада СССР, к сожалению, прекратилось.

Специалистами Западного проектно-конструкторского бюро был создан противоминный комплекс, в составе корабля-водителя пр. 12255 водоизмещением 80 тонн, и четырёх дистанционно-управляемых прорывателей минных заграждений пр.13000 водоизмещением 90 тонн. Согласно задумке конструкторов, после прибытия прорывателей и корабля управления в район минной опасности экипажи покидают корабли пр.13000, и они управляются дистанционно с корабля пр.12255. Тральщики пр.13000 оснащались различными тралами, в том числе, встроенными электромагнитными ЭМТ и акустическими АТ-6.

Строительство кораблей серии для этого комплекса велось в 1980-е годы. Всего было построено шесть тральщиков пр.13000 и один тральщик пр.12255 (ещё несколько корпусов достроены не были). Так как кораблей телеуправления на все тральщики пр.1300 не хватило, в 2000-е годы было освоено управление этих кораблей с базовых тральщиков пр.1265.

Высокоэффективный рейдовый тральщик пр.10750 (Западное проектно-конструкторское бюро, главный конструктор — В.И. Блинов, затем В.И. Немудров, главный наблюдающий от ВМФ — капитан 2 ранга О.К. Коробков) разрабатывался в 1975–1980 годах. Головной корабль серии был спущен на воду в июле 1987 года и сдан ВМФ в декабре 1989 года.

Главной отличительной особенностью противоминного вооружения тральщика является установка (впервые на таких кораблях) ГАС поиска, обнаружения, классификации и определения координат донны и якорных мин. В состав тралов и искателей входит глубоководный контактный трал с шириной захвата 50–120 метров,при углублении от 2 до 120 метров. Предусмотрено использование и других, более мощных и тяжёлых контактных тралов: широкополосный акустический трал, электромагнитный трал, буксируемый комплексный искатель-уничтожитель мин, буксируемый электромагнитный искатель-уничтожитель мин. 

 Средне-Невский судостроительный завод в современной России

МТЩ

МТЩ «Валентин Пикуль» проекта 266МЭ на испытаниях в Финском заливе

После десятилетнего перерыва завод продолжил достройку морского тральщика на базе имеющегося задела для пр.266М (266МЭ). Первым кораблём, переданным флоту, стал морской тральщик «Валентин Пикуль» (подписание приёмного акта состоялось в 2002 году). По требованию ВМФ, на корабле было установлено современное радиоэлектронное вооружение, новые средства связи, но в целом «Валентин Пикуль» соответствовал ранее построенным кораблям.

Успешно пройдя запланированные заводские и государственные испытания, морской тральщик «Валентин Пикуль» по внутренним водным путям перешёл на Чёрное море и в настоящее время входит в состав Черно морского флота (базирует ся в Новороссийске).

Значительным изменениям подвергся следующий корабль серии, который получил наименование «Вице-адмирал Захарьин». Первоначально он был заложен по пр.266МЭ, но в течение нескольких лет, из-за отсутствия финансирования, постройка корабля не велась. В начале 2000-х годов ЦМКБ «Алмаз» был разработан проект глубокой модернизации противоминных кораблей пр.266М (получил номер 02668) и руководством ВМФ было принято решение достроить «Вице-адмирал Захарьин» по изменённому варианту. 

Фактически «Вице-адмирал Захарьин» пр.02668 стал опытным кораблём, на котором отрабатывались новейшие технологии. В проекте впервые на отечественных минно-тральных кораблях внедрены интегрированные ходовой мостик и главный командный пункт, а также автоматизированная система управления противоминными действиями (АСУ ПМД).

После завершения испытаний на Балтике МТЩ «Вице-адмирал Захарьин» перешёл по внутренним водным путям в Новороссийск, где в 2009 году был принят в состав Черноморского флота.

С 1987 года количество находящихся в постройке на заводе кораблей постоянно уменьшается из-за сокращения госзаказа и конверсии. В рамках конверсии, в 1994 году были построены прогулочные яхты «Круиз» водоизмещением 32 тонны и «Леди Анна–III» водоизмещением 170 тонн, пассажирский морской катамаран «Сокол» (водоизмещение — 95 тонн, пассажировместимость — 120 человек).

Кроме основной продукции, на протяжении последних 20 лет завод выпускает товары народного потребления: прогулочные яхты «Нева», лодки «Онега», «Малютка-2», «Малютка-3», «Ладога-2», «Ладога-5», кухонные полки, мебельную фурнитуру, крылья для автомобилей, запчасти для аттракционов.

Благодаря усилиям руководства, в 2004 году завод был включён в Федеральную целевую программу «Развитие оборонно-промышленного комплекса» и получил значительную финансовую поддержку для реконструкции основных фондов, а также был включён в Федеральную целевую программу «Научно-технологическая база».

В 2008 году, по заказу управления гражданской защиты Моск вы, было построено пожарно-спасательное судно «Полковник Чернышёв» пр.04017, предназначенное для тушения пожаров, спасения людей на воде, контроля за экологическим состоянием акватории, обеспечения работы водолазов, проведения работ по сбору нефтепродуктов на нефтесборное судно при чрезвычайных ситуациях.

По заказу «Лукойл-Центр нефтепродукт» в 2008 году завод построил несамоходную плавучую заправочную станцию.

20 ноября 2008 году завод вошёл в состав ОАО «Объединённая судостроительная корпорация».

С 2007 году в состав ВМФ России начали поступать корветы пр.20380, разработанные ЦМКБ «Алмаз». Для реализации требований военных моряков по малозаметности корабля (по так называемой технологии «Стелс») и для снижения весовой нагрузки, надстройка корвета выполнена из стеклопластика. Формирование надстройки корвета ведётся в эллинге Средне-Невского судостроительного завода, далее надстройка на специальном понтоне (или с использованием транспортного судна), по Неве или морем доставляется на завод-строитель корвета пр.20380 (20385).

Предприятием уже изготовлены надстройки для первых четырёх кораблей серии, а учитывая тот факт, что строительство серии (до 20 единиц) продолжается, можно говорить, что предприятие обеспечено заказом на данную продукцию на многие годы вперёд.

Однако Средне-Невский судостроительный завод не останавливается на достигнутом. В настоящее время производится модернизация производства для строительства корвета пр.20382 целиком для иностранного заказчика.

C 2008 года на предприятии внедрена система качества, соответствующая ГОСТ Р ИСО 9001, а с 2010 года — международному стандарту ISO 9001:2008.

Ракетный катер пр.12418 разработан ФГУП ЦМКБ «Алмаз» и широко поставляется на экспорт. Корабль предназначен для уничтожения боевых надводных кораблей, катеров и транспортов противника самостоятельно и во взаимодействии с ударными силами флота.

Особенность катера — противокорабельный ракетный комплекс «Уран» (проектантам удалось разместить на корабле четыре пусковых установки с общим числом ракет — 16).

Средне-Невский судостроительный завод построил два катера этого проекта на экспорт (переданы заказчику в октябре 2011 года). Заказчик удовлетворён качеством изготовления кораблей, чётким соблюдением заводом сроков поставки и контрактных обязательств и настроен на дальнейшее плодотворное сотрудничество по этому и другим проектам.

22 сентября 2011 года на предприятии состоялась церемония закладки головного базового тральщика корабля ПМО нового поколения разработки ЦМКБ «Алмаз».

Корабль водоизмещением 800 тонн имеет уникальный, самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуум ной инфузии. По сравнению со сталью, применение стеклопластика позволило снизить массу конструкции, сохранить её прочностные характеристики и увеличить срок службы. Применение стеклопластика позволило также значительно понизить ряд физических полей корабля, что немаловажно при проведении минно-тральных операций.

На новом корабле ПМО предусмотрено формирование противоминного контура с применением гидроакустических станций, размещённых как на самом корабле, так и на телеуправляемых и автономных подводных аппаратах, интегрированной мостиковой системы и главного командного пункта — автоматизированной системы управления противоминными действиями.

31 июля на Средне-Невском судостроительном заводе состоялась закладка корабля противоминной обороны пр.10750Э для иностранного заказчика. Контракт на строительство корабля был подписан в 2013 году.

Отличительной особенностью рейдового тральщика пр.10750Э от предыдущего поколения является применение современных средств борьбы с минами, таких как новейшие гидроакустические станции миноискания, телеуправляемые и автономные необитаемые подводные аппараты. Это корабль полным водоизмещением порядка 165 тонн с монолитным стеклопластиковым корпусом, сформированным по современной технологии изготовления методом вакуумной инфузии. Длина корабля — около 32 метров, ширина — около 7 метров, экипаж — 14 человек, максимальная скорость хода — 12 узлов, дальность плавания 650 миль, автономность 5 суток.

Корабль оснащён автоматизированной системой противоминных действий, объединяющей все противоминные средства корабля в единый комплекс, для выполнения расчётов для управления боевыми и техническими средствами корабля в процессе ведения противоминных действий: новейшей гидроакустической станцией миноискания, автономными подводными аппаратами типа «Alister 9» с рабочей глубиной погружения до 100 метров для первичного поиска миноподобных объектов; телеуправляемыми необитаемыми подводными аппаратами (ТНПА) «K-Ster Inspector», с глубиной погружения до 300 м, для классификации обнаруженных миноподобных объектов, и ТНПА-уничтожителями мин «K-Ster Mine Killer».

На корабле ПМО пр.10750Э планируется также применять традиционные противоминные средства. Корабль вооружён 30-миллиметровой артиллерийской установкой АК-306,  переносными зенитно-ракетными комплексами «Игла». На период выполнения специальных задач, на корабль может приниматься подразделение боевых пловцов.

В 2014–2015 годах заводом сдана заказчику серия буксиров-толкачей пр.81, полным водоизмещением 365 тонн, длиной 25 метров и шириной 10 метров, предназначенных для толкания и кратковременной (ава- рийной) буксировки барж пр.82 полным водоизмещением около 5200 тонн со скоростью 10 узлов. Благодаря винторулевым колонкам, буксиры обладают высокой маневренностью, просты и удобны в управлении.

Сегодня строится инновационный углепластиковый 150-ти местный пассажирский катамаран проекта 23290, катер проекта «Рондо» 1650, в рамках международного проекта ITER изготавливается полоидальная катушка. 

(с) 2015 – АО «СНСЗ» | Разработано: РПК «Studio Promotion»