196643, Санкт-Петербург, п. Понтонный, ул. Заводская, 10

СНСЗ - Фронт и тыл Великой Победы

К началу войны завод оформился во вполне современную по тем временам судостроительную верфь-был организован отличный инструментальный цех с новейшими станками для обработки и поверки средств измерения, в корпусном цехе было сосредоточено лучшее сварочное оборудование, спуск кораблей осуществлялся на спусковых тележках по наклонному слипу; благодаря организации курсов повышения квалификации удалось подготовить высококвалифицированные кадры рабочих, способных выполнять самые сложные задачи.
Основную номенклатуру плана завода составили базовые и эскадренные дизельные тральщики. Серия базовых тральщиков проекта 53У уже вступила в состав Краснознаменного Балтийского флота, готовность остальных-к началу военных действий составляла от 60 до 80 %.


Базовый тральщик проекта 53У


Руководство завода осуществлялось директором Кузьмой Дмитриевичем Мироновым и главным инженером Сергеем Ивановичем Разиным. В предчувствии близкой войны на заводе проводилась большая работа по линии МПВО (начальник штаба Константин Иванович Смирнов)- регулярно без отрыва от производства проводились учения, были созданы команды противовоздушной и противохимической обороны. В результате этих мероприятий в первые дни войны коллектив завода не был застигнут врасплох.

ВОЙНА
С первых дней войны администрация и общественные организации завода приняли меры по подготовке населения поселка Понтонный к противовоздушной обороне- выделяются люди для рытья щелей и траншей, подвалы кирпичных домов оборудуются под бомбоубежища, на окна устанавливаются бронированные щитки, на входы в бомбоубежища устанавливаются бронированные двери.
25 июня на заводе состоялся митинг, посвященный записи добровольцев в ряды народного ополчения. В первый же день записалось 606 человек, в тот же день организуется запись наиболее подготовленных заводчан в истребительный отряд, и в это подразделение подают заявления 40 добровольцев. 4 июля на базе истребительного отряда комплектуется партизанский отряд № 162 в количестве 43 человек во главе с директором соседнего кирпичного завода «Звездочка» Николаем Андреевичем Толстенковым.
Партизанский отряд №162 действовал в тылу врага в районе Кингисеппа до 2 ноября 1942 года. Впоследствии Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 ноября 1972 года группа работников завода, входящих в состав отряда, была награждена боевыми наградами.
Одновременно с отрядом №162 формируется районный партизанский отряд под командованием секретаря парткома Ф.Ф. Тишенко. В этот отряд вошло 125 работников завода. Отряд действовал в тылу врага в районе Вырицы. 7 сентября 1941 года, прикрывая отход партизан огнем ручного пулемета, погиб работник завода Борис Степанович Окинин. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 февраля 1966 года он был посмертно награжден медалью «За отвагу».
В самом начале войны коллектив завода направил часть своих сотрудников для производства оборонных работ. Заводчане участвовали в рытье окопов, противотанковых рвов и блиндажей в районе станций Пери, Вырица, Саперная, Колпино. Всего в оборонных работах участвовало свыше 500 работников завода.
Начало военных действий не остановило производственной деятельности завода. Его коллектив сосредотачивает внимание на достройке базового дизельного тральщика Т-217 зав. №28 и с опережением графика на 26 дней досрочно сдает его ВМФ 5 августа 1941 года. Вспоминает бывший начальник бюро технологических процессов механического цеха А.В. Николаенко: «Когда сборку корпуса корабля довели до верхней палубы, рядом разорвался снаряд, осколки которого в полном смысле слова изрешетили правый борт. По счастливой случайности это произошло в обеденный перерыв и жертв удалось избежать. За 3 дня мы «залатали» пробоины и вскоре спустили тральщик на воду». Впоследствии этот корабль вошел в состав 1-го Краснознаменного дивизиона базовых дизельных тральщиков гвардейского экипажа (кораблей постройки СНСЗ). Позже дивизион был награжден орденом Красного знамени.
В это же время завод выполняет срочный заказ Ленфронта по достройке быстроходных броневых катеров проекта 1124 зав. №№ 99 и 100 и в августе сдает их ВМФ. Катера имели полное водоизмещение 49,7 т, длину – 25,3, ширину – 4,04, осадку – 0,85 м при максимальной скорости 18 узлов. Вооружение состояло из двух башен танка – 34 калибра 76 мм и пулеметов.


Быстроходный броневой катер проекта 1124


Вначале эти корабли вошли в состав Балтийского флота, а в 1944 году были переданы в состав 1-го Петрозаводского дивизиона бронекатеров Ладожской военной флотилии. Эти катера приняли активное участие в боях за «Невский пятачок» и при прорыве блокады.
Уже в июле 1941 года завод приступил к постройке понтонов для переправки войск. Каждые 2-3 дня на завод приходили машины за понтонами для переправки их на правый берег Невы.
Одновременно с производственной деятельностью, завод занимался   эвакуацией сотрудников и технологического оборудования последний сухопутный эшелон удалось переправить через станцию Мга за день до ее захвата противником, в дальнейшем эвакуация проводилась через Ладогу.

БЛОКАДА
8 сентября 1941 года, когда кольцо блокады замкнулось, завод оказался в 5 км от линии фронта. Используя удобную позицию на высоком берегу устья реки Тосно, враг обрушил на завод лавину огня, пытаясь его уничтожить. Были большие потери. В дальнейшем артобстрелы и бомбежки проводились регулярно, принося разрушения и гибель людей.
Самым критичным моментом в жизни и деятельности нашего завода был день 30 сентября 1941 года- враг прорвался к станции Саперная в 3 км от завода и на случай его дальнейшего продвижения был получен приказ взорвать завод, а рабочим и служащим-отходить в сторону Ленинграда. Тревожный день, тревожная ночь, завод подготовлен к уничтожению, люди находятся в мобилизационном состоянии, и только в 2 часа ночи приказ был отменен, поскольку противник был отброшен за реку Тосно подошедшим танковым соединением. Вспоминает бывший военпред завода Н.А. Расторгуев: «...На протяжении всей войны я работал на заводе. 16 сентября 1941 года от уполномоченного особого отдела Ленинградского фронта был получен приказ -во избежание захвата завода противником подготовить его к подрыву. Эту задачу я должен был выполнить совместно с инженером Т.Н. Баниным. Но вскоре стало ясно, что противник прорвал линию фронта только в районе реки Тосно. На других участках враг был остановлен. В сложившейся обстановке уничтожение завода приостановили, и, как оказалось, правильно сделали- завод внес большой вклад в оборону Ленинграда».
В сентябре же по распоряжению Военного Совета Ленфронта головной эскадренный тральщик «Василий Громов», оставленный на заводе до особого распоряжения, был переведен с 80% готовностью на Петрозавод, где был достроен и сдан ВМФ в 1943 году.
В октябре 1941 года начинается частичная эвакуация работников завода и технологического оборудования в Ленинград на территорию эвакуированного к тому времени завода навигационных приборов. Одновременно с эвакуацией, коллектив завода выполняет срочные заказы Военного Совета- продолжаются работы по изготовлению понтонов, делаются спецсани для перевозки боеприпасов и продовольствия, изготавливаются двухколесные тележки, железные печки, ящики для противотанковых мин (их было сделано десятки тысяч штук).
К январю 1942 года завод в основном переводится в Ленинград, а его собственная территория становится Филиалом. Директором завода назначается Кузьма Дмитриевич Миронов, начальником Филиала-Юрий Еремеевич Басов, бывший начальник механического цеха, в феврале главным инженером завода назначается Александр Федорович Баранов. Главным механиком филиала стал А.И. Чайников, начальником цеха №8- Н.М. Карпов, мастерами этого цеха- И.В. Павлов и Н.А. Емельянов, строителем назначается П.М. Очев, начальником ОТК- А.В. Николаенко, мастером судоподъемного участка- А.В. Васильев.
На территории завода навигационных приборов наш завод функционировал до 8 сентября 1942 года-под жестоким артобстрелом и бомбежками рабочие изготавливали снаряды и бомбы, ремонтировали навигационные приборы, выполняя заказы фронта.
В феврале 1942 года группа рабочих завода во главе с бригадиром судосборщиков Г.Н. Николаевым была откомандирована в распоряжение командования Ладожской военной флотилии. Члены этой бригады осуществляли ремонт кораблей и катеров флотилии, а также участвовали в сборке тендеров и барж. За выполнение заданий командования Николаев был награжден 2 орденами Красной звезды и медалью «За оборону Ленинграда», причем первый орден судостроителю вручал лично командующий Балтийским флотом адмирал В.Ф. Трибуц. Руководителя ремонтных работ В.Е. Гаевского наградили 2 медалями «За боевые заслуги».
На собственной территории в это время оставалось около 150 человек.14 февраля 1942 года на завод поступает распоряжение заместителя НКСП о принятии мер по восстановлению разрушенного снарядами слипа, 24 апреля завод приступает к подготовке и выполнению работ по судоремонту действующего флота. Организуются курсы по подготовке специалистов в количестве 156 человек в основном из подростков 15-16 лет и женщин, заменивших мужей на производстве.
13 мая 1942 года на завод поступает исключительно важный заказ-постройка самоходных плашкоутов для Ладожской «Дороги жизни». Эти суда должны были быть быстроходными, маневренными и способными подходить к необорудованному побережью. Проект плашкоутов разрабатывали конструкторы Петрозавода, которым для этого понадобилось меньше недели. Строителями заказа назначаются Петр Михайлович Очев и Иван Иванович Куликов. Принимаются все меры для сдачи заказов в срок- удлиняется рабочий день, вводится двухсменка,
специалисты-мастера временно переводятся на рабочие места: мастер механического цеха С.Ф. Круглов- токарем, мастер участка узловой сборки Дмитрий Григорьевич Залетов- судосборщиком и т. д.
По приказу Военного Совета Ленфронта на завод командируется группа краснофлотцев, которая под руководством опытных бригадиров овладевает профессиями судостроителей и принимает активное участие в постройке 12-ти плашкоутов, двух тендеров и понтонов. Выполняя этот заказ и проводя активный ремонт действующего флота (на ремонт буксира отпускалось не более 72 часов рабочего времени), коллектив активизирует работы по эвакуации завода согласно приказа НКСП от 5 июля 1942 года. Составляются эшелоны, демонтируется оборудование. Всего за 1942 год эвакуировано через Ладогу более 5 эшелонов в Балаково, Омск, Северодвинск, Тюмень и Астрахань. Большое количество заводских рабочих командируется на судостроительное предприятие г. Балаково.
1 сентября 1942 года директор завода К.Д. Миронов отзывается в Москву, и.о. Директора завода назначается Петр Ильич Карпов. В сентябре все рабочие, находившиеся на территории завода навигационных приборов, возвращаются на свой завод. Организуется перевозка материалов и оборудования.
28 ноября 1942 года решением Военного Совета Ленфронта заводу предписывается в короткий срок построить базовый дизельный тральщик БТЩ-219. Строителем объекта назначается П.М.Очев, помощником- А.В. Михайлов. В их распоряжение выделяется группа квалифицированных рабочих в количестве 39 человек. Среди них-электросварщики Е.С. Кулик и М.А. Волкова, рубщик П.А. Балабанов, судосборщик Е.И. Митофанов, гибщик П.А. Мудров, мастера Н.А. Емельянов, И.В. Павлов, И.В. Васильев и др. С целью подготовки производства восстанавливаются и вводятся в эксплуатацию электростанция, компрессорная, устанавливаются леса и кильблоки. В помощь рабочим завода приходят 72 моряка-балтийца- организуются краткосрочные курсы- судосборка и рубка (17 человек), сварка (11 человек). Обучением руководил А. В. Михайлов.
До снятия блокады Ленинграда завод постоянно находился под артиллерийским обстрелом и авиационными бомбовыми ударами противника. При этом разрушались промышленные и жилые постройки, гибли люди. К примеру, 18мая 1942 года при артиллерийском обстреле территории завода в одно из зданий попал снаряд крупного калибра, при этом погибло сразу 9 человек из пожарной охраны. 18 сентября 1943 года прямым попаданием снаряда был поврежден буксирный пароход «Соколик», через образовавшуюся в корпусе пробоину хлынула вода, и через несколько минут пароход затонул. «Соколик» был единственным буксирным средством завода, кроме этого, он использовался для нужд фронта, перевозя баржи с моряками, боеприпасами. С помощью ручных лебедок и при участии водолазов под руководством А.Ф. Баранова буксир удалось вытащить на берег и заделать пробоины.


Буксирный пароход «Соколик»


Во время бомбардировок и артобстрелов работники завода боролись с пожарами и ликвидировали последствия. Из приказа директора завода № 128 от 17 ноября 1942 года: «...При вражеском обстреле территории нашего завода были повреждены железнодорожные пути, крыша основного здания завода и тендер. Ликвидация последствий артиллерийского обстрела была поручена бригаде работников цеха №16 под руководством мастера А.В. Васильева. Данные работы выполнены добросовестно и в срок, за что премировать А.В. Васильева и его бригаду в следующих суммах: Васильева-100 руб., Ганину- 100 руб., Корчагина- 50 руб., Семенова- 30 руб., Головача-50 руб., Савельева- 50 руб., Соловьева-100 руб., Лазинцева-100 руб., Клепикова-60 руб.».
Учитывая сложившуюся ситуацию с обеспечением работников завода и жителей блокадного Ленинграда продовольствием, при заводе было создано собственное подсобное хозяйство. Практически под огнем противника рабочие выращивали картофель, капусту, морковь, свеклу. Из приказа директора завода П.И. Карпова от 19 февраля 1943 года: «...Коллектив рабочих подсобного хозяйства в 1942 году добился хороших результатов по выращиванию, сбору и хранению овощей. Сдано государству 600 т овощей. Уборка проведена в сжатые сроки и организовано хранение урожая. Рабочие завода обеспечены овощами до нового урожая. Объявляю благодарность и премирую окладом директора подсобного хозяйства А.В. Алексеева, агронома Д.А. Алексеева, завхоза И.А. Кириллова».
Прорыв кольца блокады 18 января 1943 года вдохнул новые силы в коллектив завода. С помощью понтонов, построенных на заводе, наши бойцы переправлялись на «Невский пятачок», отремонтированные буксиры доставляли боеприпасы и продовольствие в районы боев, быстроходные бронекатера, сошедшие со стапелей нашего завода, обеспечивали переправу на Неве у Ивановских порогов.
Чтобы лучше представить условия, в которых, например, строился БТЩ-219, можно привести краткую хронику 1943 года.
16 января.   Принимаются все меры для обеспечения выхода на линию двух газогенераторных машин. Выделяются двое рабочих для заготовки чурок.
25 марта.   Весь коллектив завода мобилизуется для работ во внеурочное время по очистке территорий завода, поселка и ремонта дорог.
17 апреля.   На постройке БТЩ-219 недостаточно давление сжатого воздуха. Принимаются меры по ремонту и пуску в эксплуатацию дополнительных компрессоров.
24 мая.   На заводе устанавливается одиннадцатичасовой рабочий день.
6 июля.   Приказом по заводу объявляется благодарность краснофлотцам Питерцеву и Старшинину, которые, рискуя жизнью, под артобстрелами неоднократно проводили ремонт поврежденной снарядами линии электропередачи.
20 июля.   Спуск БТЩ-219 на воду откладывается, так как во время артобстрела он получил в корпусе 200 пробоин. Завод справляется с проблемой и 11 августа приступает к строительству корпуса нового БТЩ-220.
3 октября на завод доставляется поднятый сторожевой корабль «Вихрь». Мобилизовав все силы для ремонта, заводчане уже 21 ноября осуществляют его спуск на воду.
В целом 1943 год для завода был годом перехода от временного сокращения производства, связанного с блокадой Ленинграда, к постепенному его восстановлению. По сравнению с 1942 годом резко возрастает производственная программа, коллектив принимает меры к расконсервации цехов, не работавших в связи с эвакуацией людей и оборудования. Помимо восстановительных работ, заводчане работают на нужды фронта и на строительстве трех базовых тральщиков.
Одной из приоритетных работ в восстановлении жизнедеятельности завода в 1943 году была реанимация энергетического хозяйства. Эту работу провел коллектив ремонтно-механического цеха. В результате было обеспечено практически бесперебойное снабжение заказов электроэнергией и сжатым воздухом; восстановлено крановое хозяйство в цехах и обеспечена своевременная подача деталей машиностроительной группы на строящиеся объекты. Много усилий к этому приложили руководители цеха А.И. Чайников, М.Е. Берлинский, Е.П. Очерет, токарь И.П. Череповицин, слесари Т.М. Литвинов и Г.В. Алексеев, машинист И.И. Зимин.
Значительный вклад в организацию работ внес коллектив корпусного цеха во главе с начальником Александром Варламовичем Михайловым. Самоотверженно работали на своих участках мастера Е.И. Митрофанов, Н.А. Емельянов, И.В. Павлов.
В конце 1943 года на завод поступает заказ на ремонт затонувшей во время боев канонерской лодки «Пионер». Для этого необходимо было проведение серьезных судомонтажных работ, в связи с чем руководство принимает решение о восстановлении сдаточно- монтажного цеха. Комплектуется состав рабочих и ИТР, которые переводятся из других цехов завода. Большую работу по восстановлению и пуску цеха провели мастер М.П. Павлов, медник П.А. Мудров, слесарь П.В. Сорокин.


Каноне́рская лодка «Пионер»


Огромную работу в 1943 году провел немногочисленный состав ИТР- и.о. начальника бюро оперативного планирования- начальник сдаточно- монтажного цеха В.В. Хрыпов, начальник ППО И.Г. Трифонов, начальник ОТК А.В. Николаенко.
В 1943 году усилиями заводчан было восстановлено инструментальное хозяйство, организована электродная мастерская, и все это было сделано коллективом завода, списочный состав которого составлял всего лишь 207 человек. Ударная работа рабочих и служащих неоднократно отмечалась приказами НКСП.
11 января 1944 года на завод поступает срочный заказ Военного Совета Ленфронта на постройку пяти трал-барж, причем две из них необходимо было изготовить и сдать заказчику уже в феврале. Ответственным за строительство был назначен заместитель начальника цеха №8 Н.А. Емельянов.
Эта работа также была выполнена в срок, хотя для доставки барж к месту сборки пришлось изготавливать специальные сани и тащить их вручную к слипу. Следует отметить, что Николай Александрович Емельянов принимал активное участие и в строительстве самоходных понтонов, и в ремонте подбитых врагом кораблей Невской флотилии «Строгий», «Зея», «Стройный», «Сестрорецк» и других. Он одним из первых был награжден орденом «Красная Звезда», который непосредственно на заводе ему вручил командующий флотом Трибуц.
Наряду с постройкой трал-барж не прекращались работы на постройке тральщиков. После снятия блокады на завод стали возвращаться эвакуированные рабочие, на которых высылали вызовы. Для размещения людей необходимо было произвести ремонт зданий рабочего поселка, поэтому были созданы столярно-плотницкие бригады и принято решение об организации отдела капитального строительства, начальником которого был назначен Б.А. Богданов.
В ноябре 1944 года завод начал подготовку к постройке 100-тонных малых тральщиков, необходимых для разминирования Балтийского моря и Ладоги. Строителем назначается Мария Петровна Ремпель.
Успешно завершив годовую программу 1944 года, завод вступил в победоносный 1945 год. Заводчане, пережившие годы войны и блокады, смогли уже в конце 1945 года ввести в состав ВМФ малые тральщики «МТЩ-73», «МТЩ-74» и «МТЩ-86». Активное участие завод принял и в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства.


Малый тральщик МТЩ-73


Всего за период Великой Отечественной войны работниками завода были выполнены следующие заказы: в 1941 году построены 2 бронекатера С-99 и С-100 проекта №1124 и тральщик С-28, в 1942 году построены 12 плашкоутов, 2 тендера и понтоны, в 1943 году отремонтирован затонувший сторожевой корабль «Вихрь», достроены 2 корпуса БТЩ С-34 и С-35 проекта 53У, в 1944 году построены 5 тралбарж и 3 понтона грузоподъемностью 80 тонн, в 1945 году построены 5 малых тральщиков МТЩ проекта 253Л и капитально отремонтирована канонерская лодка «Пионер».
Большинство возвратившихся с фронтов рабочих и служащих вернулись на родной завод. Среди них- кавалеры многих орденов и медалей Н.А. Аветин, В.Ф. Васильев, Б.В. Горшков, Г.Г. Кашицкий, М.П. Мореходов, В.В. Правдин, Л.В. Прядинский, А.И. Семенова, Я.З. Смелянский, В.И. Узлов, И.Ф. Щеголихин и др.
Многие заводчане не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны -среди погибших-начальник цеха И.В. Амелин, слесарь А.И. Бехтерев, столяр В.А.Богданов, ученик слесаря В.Б. Войткевич, мастер А.Ф. Головач, строгальщик Е.А. Георгиевский, мастер В.А. Красев, разметчик А.А. Кузнецов, водолаз Н.К. Рютин, слесарь И.В. Со-
логубов, электросварщик М.В. Чигарев и др.
В память о погибших заводчанах в сквере перед зданием администрации завода вначале установили закладной камень, а к 20-летию Победы открыли памятник.


Памятник с мемориальной доской, на которую нанесены имена работников СНСЗ, погибших в годы Великой Отечественной войны


На мемориальной доске, установленной на этом памятнике, выбиты имена заводчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. У этого памятника проводятся все заводские мероприятия.
За самоотверженный труд и поставку военной техники фронту Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1985 года Средне-Невский судостроительный завод награжден орденом Отечественной войны 1-степени.


Орден Отечественной войны 1-степени